Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"



Статья 4.5. Требования к соискателю разрешения на обработку фискальных данных, оператору фискальных данных. Обязанности оператора фискальных данных

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

 

1. Соискатель разрешения на обработку фискальных данных и оператор фискальных данных обязаны соответствовать следующим требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники:

·         иметь экспертное заключение о соответствии технических средств, позволяющих осуществлять обработку фискальных данных, требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

·         иметь лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи и деятельности по технической защите конфиденциальной информации;

·         иметь на праве собственности или праве аренды размещенные на территории Российской Федерации объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения), в которых размещаются технические средства, осуществляющие обработку фискальных данных, и на праве собственности средства формирования фискального признака и проверки фискального признака.

2. Оператор фискальных данных обязан:

·         самостоятельно и на постоянной основе осуществлять обработку фискальных данных в режиме реального времени в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

·         осуществлять ежедневную передачу в налоговые органы фискальных данных, которые приняты от пользователя контрольно-кассовой техники и по которым не получено подтверждение о принятии налоговым органом, включая каждый фискальный документ, не позднее 24 часов с момента получения таких фискальных данных, а также обеспечивать в порядке, установленном уполномоченным органом, налоговому органу доступ к фискальным данным в режиме реального времени и представление фискальных данных по его запросу;

·         обеспечивать бесперебойность обработки фискальных данных;

·         обеспечивать конфиденциальность фискальных данных. При этом передача фискальных данных в налоговые органы не признается нарушением конфиденциальности;

·         обеспечивать идентификацию пользователя;

·         обеспечивать запись в некорректируемом виде фискальных данных, в том числе в виде фискальных документов, а также их хранение в течение пяти лет с даты их записи;

·         обеспечивать защиту фискальных данных и иных сведений, полученных им от пользователей контрольно-кассовой техники, покупателей (клиентов) и налоговых органов, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

·         исключать возможность модификации (корректировки), обезличивания, блокирования, удаления и уничтожения фискальных данных при их обработке;

·         обеспечивать через сеть "Интернет" по обращению покупателя (клиента) возможность проверки факта применения контрольно-кассовой техники организацией или индивидуальным предпринимателем при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) и предоставления в установленном порядке этому покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности по такому расчету в электронной форме, а также возможность проверки их достоверности;

·         осуществлять в случае, если это предусмотрено договором между оператором фискальных данных и пользователем, передачу кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) с указанием в качестве адреса электронной почты отправителя адреса электронной почты оператора фискальных данных;

·         осуществлять резервирование базы фискальных данных и восстанавливать из резервных копий базу фискальных данных в случае их утраты;

·         уничтожать фискальные данные по истечении пяти лет с даты их записи, если больший срок хранения не установлен договором на обработку фискальных данных;

·         иметь сайт в сети "Интернет", электронный адрес которого включает доменное имя, принадлежащее оператору фискальных данных, и на котором размещаются достоверные сведения о наименовании оператора фискальных данных, месте его нахождения, адрес электронной почты и номер контактного телефона оператора фискальных данных, доступный в круглосуточном режиме, а также сведения о разрешении оператора фискальных данных на обработку фискальных данных, типовая форма договора на обработку фискальных данных;

·         вести учет договоров на обработку фискальных данных, уведомлять уполномоченный орган о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных или о расторжении указанного договора, а также направлять в уполномоченный орган уведомление с уточненными сведениями в соответствии со статьей 4.6 настоящего Федерального закона в течение одного рабочего дня соответственно с даты заключения, расторжения указанного договора либо изменения сведений, указанных в договоре;

·         направлять незамедлительно после получения от пользователя фискального документа, не прошедшего проверки фискального признака, соответствующее уведомление в форме электронного документа в налоговый орган.

3. Оператором фискальных данных (соискателем разрешения на обработку фискальных данных) не может выступать организация:

·         руководитель или главный бухгалтер которой имеет судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти (за исключением лица, у которого такая судимость погашена или снята) и в отношении лица которой имел место факт расторжения трудового договора по инициативе работодателя на основании, предусмотренном пунктом 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации , в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в уполномоченный орган заявления о выдаче разрешения на обработку фискальных данных;

·         руководителем, членом коллегиального исполнительного органа которой является лицо, бывшее до этого руководителем или членом коллегиального исполнительного органа оператора фискальных данных в период совершения этим оператором фискальных данных нарушений, за совершение которых у него было аннулировано разрешение на обработку фискальных данных на основании абзаца третьего пункта 8 статьи 4.4 настоящего Федерального закона, если с даты принятия решения об аннулировании такого разрешения не прошло одного года;

·         разрешение на обработку фискальных данных которой было аннулировано на основании абзацев второго и третьего пункта 8 статьи 4.4 настоящего Федерального закона, если с даты принятия решения об аннулировании такого разрешения не прошло одного года.

4. После принятия решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных оператор фискальных данных обязан:

·         прекратить прием фискальных документов и заключение новых договоров с пользователями со дня получения решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;

·         уведомить пользователей, с которыми у него заключен договор на обработку фискальных данных, об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных не позднее 24 часов с даты получения решения об аннулировании такого разрешения путем направления пользователю соответствующей информации в составе реквизита "сообщение оператора", содержащегося в подтверждении оператора, направляемом техническими средствами оператора фискальных данных при получении от контрольно-кассовой техники отчета об открытии смены и отчета о закрытии смены, а также по электронному адресу пользователя, указанному при заключении договора;

·         передать в налоговый орган непереданные фискальные документы к сроку, указанному в решении об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;

·         после передачи всех фискальных документов уничтожить к сроку, указанному в решении об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных, базы фискальных данных и их резервные копии путем механического нарушения целостности носителя, не позволяющего произвести считывание или восстановление фискальных данных, или удаления с электронных носителей методами и средствами гарантированного удаления остаточной информации на основании акта об уничтожении фискальных данных, составленного комиссией, образованной оператором фискальных данных;

·         сообщить в письменной форме об уничтожении баз фискальных данных в уполномоченный орган с приложением акта об уничтожении баз фискальных данных.

5. Технические средства оператора фискальных данных:

·         осуществляют обработку фискальных данных в режиме реального времени;

·         обеспечивают прием от любой контрольно-кассовой техники, содержащейся в реестре контрольно-кассовой техники, фискальных документов, сформированных с использованием любого фискального накопителя, включенного в реестр фискальных накопителей, в том числе в зашифрованном виде, их расшифровывание и проверку достоверности их фискального признака с использованием средств проверки фискального признака, обработку фискальных данных, а также формирование фискального признака для фискальных документов, передаваемых в контрольно-кассовую технику, их зашифровывание с использованием средств формирования фискального признака и передачу в зашифрованном виде в эту контрольно-кассовую технику;

·         обеспечивают направление в контрольно-кассовую технику, с помощью которой осуществлена передача оператору фискальных данных в электронной форме фискальных документов, подтверждения оператора, защищенного фискальным признаком подтверждения и содержащего установленные сведения о получении фискального документа;

·         обеспечивают исполнение протоколов информационного обмена, указанных в пункте 6 статьи 4.3 настоящего Федерального закона.

6. В случае, если фискальный документ, полученный оператором фискальных данных, был зашифрован, перед проверкой достоверности фискального признака сообщения этот документ должен быть расшифрован. Подтверждение оператора фискальных данных в случае, указанном в настоящем абзаце, после его формирования и перед его отправкой в контрольно-кассовую технику должно быть зашифровано.

7. Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные требования к порядку формирования и обработки фискальных данных.

8. Оператор фискальных данных в случаях проведения налоговыми органами контроля и надзора, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, обязан предоставлять, в том числе в электронной форме, в налоговые органы информацию и (или) документы по их запросам в течение трех рабочих дней с даты получения запроса.

Перечень указанных в абзаце первом настоящего пункта запрашиваемых информации и (или) документов, порядок, формы и формат их предоставления определяются уполномоченным органом.

 

 

Примечание.

До 1 февраля 2017 года договор с оператором фискальных данных организациями и индивидуальными предпринимателями заключается в добровольном порядке (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

 

 

 

·          автоматизированная система для бланков строгой отчетности

·          автоматическое устройство для расчетов

·          база фискальных данных

·          бланк строгой отчетности

·          заводской номер

·          изготовитель

·          кабинет контрольно-кассовой техники

·          кассовый чек

·          ключ фискального признака

·          контрольно-кассовая техника

·          мастер-ключ

·          модель контрольно-кассовой техники (фискального накопителя)

·          обработка фискальных данных

·          оператор фискальных данных

·          перерегистрация контрольно-кассовой техники

·          пользователь

·          расчеты

·          регистрация контрольно-кассовой техники

·          реестр контрольно-кассовой техники

·          реестр фискальных накопителей

·          снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета

·          средство проверки фискального признака

·          средство формирования фискального признака

·          технические средства оператора фискальных данных

·          фискальные данные

·          фискальный документ

·          фискальный накопитель

·          фискальный признак

·          фискальный признак документа

·          фискальный признак оператора

·          фискальный признак подтверждения

·          фискальный признак сообщения

·          эксперт

·          экспертная организация

·          автоматизированная система для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях;

·          автоматическое устройство для расчетов - устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя;

·          база фискальных данных - совокупность фискальных данных, поступивших от пользователей к оператору фискальных данных, в том числе в виде фискальных документов, подлежащих хранению и защите от доступа третьих лиц;

·          бланк строгой отчетности (БСО) - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

·          заводской номер - уникальный номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, средства формирования фискального признака, средства проверки фискального признака, автоматического устройства для расчетов, присвоенный изготовителем;

·          изготовитель - организация, осуществляющая производство контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей, средств формирования фискального признака, средств проверки фискального признака;

·          кабинет контрольно-кассовой техники - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), ведение которого осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

·          кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

·          ключ фискального признака - ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака и созданный с использованием мастер-ключа;

·          контрольно-кассовая техника (ККТ) - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

·          мастер-ключ - ключевой документ, предназначенный для создания серии ключей фискального признака, а также проверки фискальных признаков, сформированных с использованием ключей фискального признака этой серии;

·          модель контрольно-кассовой техники (фискального накопителя) - вид (тип) контрольно-кассовой техники (фискального накопителя), соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и имеющий уникальное наименование, присвоенное изготовителем;

·          обработка фискальных данных - любое действие (любая операция) или совокупность действий (операций), совершаемых оператором фискальных данных с применением технических средств оператора фискальных данных при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним;

·          оператор фискальных данных (ОФД) - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных;

·          перерегистрация контрольно-кассовой техники - внесение налоговым органом изменений в сведения, предоставленные пользователем при регистрации контрольно-кассовой техники (за исключением идентификационного номера налогоплательщика и заводского номера контрольно-кассовой техники) и внесенные в журнал учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, и предоставление новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, без присвоения налоговым органом контрольно-кассовой технике нового регистрационного номера;

·          пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;

·          расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей;

·          регистрация контрольно-кассовой техники - внесение налоговым органом записи об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнал учета контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью;

·          реестр контрольно-кассовой техники - совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели контрольно-кассовой техники;

·          реестр фискальных накопителей - совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели фискального накопителя, который пользователи вправе использовать при применении контрольно-кассовой техники;

·          снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета - внесение налоговым органом в журнал учета контрольно-кассовой техники сведений о прекращении применения пользователем контрольно-кассовой техники и выдача пользователю карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета;

·          средство проверки фискального признака - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность выявления корректировки или фальсификации фискальных данных, защищенных фискальным признаком, в результате их проверки с использованием мастер-ключа;

·          средство формирования фискального признака - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность формирования фискального признака;

·          технические средства оператора фискальных данных - аппаратные, программные и программно-аппаратные средства, используемые оператором фискальных данных при обработке фискальных данных, в том числе средства формирования фискального признака и средства проверки фискального признака;

·          фискальные данные - сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или оператором фискальных данных;

·          фискальный документ - фискальные данные, представленные по установленным форматам в виде кассового чека, бланка строгой отчетности и (или) иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе защищенные фискальным признаком;

·          фискальный накопитель (ФН) - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных (далее - подтверждение оператора), а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных;

·          фискальный признак - достоверная информация, сформированная с использованием фискального накопителя и ключа фискального признака или с использованием средств формирования фискального признака и мастер-ключа в результате криптографического преобразования фискальных данных, наличие которой дает возможность выявления корректировки или фальсификации этих фискальных данных при их проверке с использованием фискального накопителя и (или) средства проверки фискального признака;

·          фискальный признак документа - фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом;

·          фискальный признак оператора - фискальный признак, формируемый с использованием средств формирования фискального признака оператора фискальных данных для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом;

·          фискальный признак подтверждения - фискальный признак, формируемый с использованием средств формирования фискального признака оператора фискальных данных для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием фискального накопителя;

·          фискальный признак сообщения - фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака оператора фискальных данных;

·          эксперт - физическое лицо, являющееся работником экспертной организации и получившее дополнительное профессиональное образование в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

·          экспертная организация - организация, самостоятельно выполняющая функции по организации и проведению экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) и включенная в реестр экспертных организаций, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

пункт 2 статьи 346.26 НК РФ

 

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг ;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли , осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов , а также объекты нестационарной торговой сети ;

8) оказания услуг общественного питания , осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей ;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест , расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов , объектов нестационарной торговой сети , а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей ;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания .